Беседка
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.


для обмена ссылками и просто общения между учащимися химфака МПГУ, да и просто хорошими людьми :)
 
ФорумПорталПоследние изображенияПоискРегистрацияВход

 

 К вопросу о стилях общения педагога

Перейти вниз 
АвторСообщение
Саша
вновь прибывший
вновь прибывший



Сообщения : 4
Дата регистрации : 2010-03-13

К вопросу о стилях общения педагога Empty
СообщениеТема: К вопросу о стилях общения педагога   К вопросу о стилях общения педагога I_icon_minitimeСб Апр 10, 2010 1:47 am

В педагогической литературе и практике нередко для определения учителя как профессионала используется такая категория, как «стиль преподавания», или поведение педагога, в основу которого положены индивидуализированные, личностные отношения с учащимися. Стиль учителя — это проявление его индивидуальности, отношения к себе и другим. Важно все, что учитель думает о себе, своем предмете, какие у него отношения с учащимися, что он о них думает и что ожидает, как и какие вопросы задает, какими технологиями владеет и какие методы использует. Ценности, опыт, личные взгляды, воображение и оценки — вот тот «багаж», который дает каждому учителю свой стиль поведения с учащимися.
Индивидуальный стиль – это особая манера изложения материала, личная позиция, эмоциональность изложения, свойственная конкретному педагогу. Именно стиль преподавания позволяет вызвать у учащихся неравнодушное отношение к преподавателю как к партнеру в общении и через преподавателя соотносится с собственно учебным предметом, который ярче закрепляется в сознании учащихся.
В отечественной науке вопросы учебного взаимодействия затрагивались в русле идей о широком просвещении (Ушинский, Мудрик.) и в рамках представлений о социальной перцепции (А.А.Бодалев, Н.Н. Обозов и др.). Типам взаимодействия много внимания уделяет Р.Х. Шакуров, выделяя следующие основные типы:
• Сотрудничество – такое взаимодействие, в процессе которого, педагоги и ученики стремятся понять и поддержать друг друга, чтобы достичь результата, учитывая интересы друг друга как свои собственные и добровольно проявляя активность.
• Управление – функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей.
• Доминирование – взаимодействие, при котором один из участников начинает подчинять интересы другого человека своим собственным, пользуясь его уступчивостью, диктует свои условия деятельности.
• Соперничество – неустойчивая форма взаимодействия, не имеющая самостоятельного значения, поскольку одна из сторон может прекратить взаимодействие, не выдержав давления, имеет эгоистическую направленность.
• Конфронтацию – осложнение взаимодействия, возникающее из-за того, что одна из сторон применяет деструктивные действия, приводящие к разрыву взаимоотношений.
• Кооперацию – взаимодействие людей, объединенных друг с другом для выполнения краткосрочной деятельности. Может стимулироваться мотивом и предметом совместной деятельности.
• Конкуренцию – противоборство людей, протекающее по определенным правилам, благодаря чему достигаются групповые или индивидуальные цели.
Ряд авторов предлагает и другие классификации типов взаимодействия в учебном процессе, однако классификация Р.Х. Шакурова наиболее обобщенно описывает типы взаимодействия, опираясь на поставленные перед совместной деятельностью цели, что наиболее важно в контексте данного исследования.
Успешным обучение может считаться в том случае, если учитель сможет организовать сотрудничество с учащимися наряду с грамотным управлением. Основой сотрудничества должны стать крепкие эмоциональные связи, симпатия, взаимопонимание. Грамотное управление возможно лишь тогда, когда обеспечивается целенаправленность совместной деятельности (четкое планирование, руководство, систематический контроль) и достигаются поставленные цели. Помимо отношений между учителем и его воспитанниками, педагог должен правильно выстроить отношения между учениками в классном коллективе. Для достижения благоприятного климата в группе, необходимо ориентировать детей не только на сотрудничество, но и на кооперацию, а в некоторых случаях и на конкуренцию, для достижения сплочения коллектива.
Усвоение учащимися опыта невозможно вне личностных отношений, так как именно благодаря им он понимает оценку, которую ему дает педагог. Но ребенок и сам оценивает того, кто его обучает. Без подобного взаимного процесса никакого становления личности не бывает.
Педагогическое общение – это особенное общение, специфика которого обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями субъектов этого общения. Учитель в процессе педагогического общения осуществляет в прямой или косвенной форме свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. От того, каковы стилевые особенности этого общения и руководства, в существенной мере зависит эффективность процессов обучения и воспитания, особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.
Первое экспериментальное психологическое исследование стилей руководства было проведено еще в 1938 году немецким психологом Куртом Левином, после которого была введена классификация стилей руководства, использующаяся и в наши дни. По классификации К.Левина стили руководства делятся на:
1. Авторитарный. При авторитарном стиле характерна общая тенденция к жесткому управлению и всеобъемлющему контролю, постоянная регламентация деятельности, резкая оценка личности. Учащиеся, подвергающиеся авторитарным воздействиям, характеризуются снижением деятельностной мотивации, ответственности, инициативности и повышением тревожности.
2. Демократический. При демократическом стиле оцениваются факты, а не личность, группа принимает активное участие в обсуждении и организации деятельности. В результате у учащихся развивается уверенность в себе, возрастает инициативность, общительность, доверие друг другу.
3. Попустительский. Особенность попустительского стиля заключается в том, что педагог самоустраняется от ответственности за происходящее. Это сказывается на снижении результативности и качества выполняемой учащимися работы.
Наиболее эффективным является демократический стиль. Более поздние исследования лишь подтвердили это. Предпочтительность демократического стиля в педагогическом общении была доказана на разных возрастных группах.
Справедливости ради необходимо отметить, что современная социальная психология утверждает – существуют такие обстоятельства, когда наиболее плодотворным и адекватным может оказаться все-таки авторитарный стиль. Однако для ситуаций обычного общения, тем более педагогического, это скорее исключение, чем правило.
В психолого-педагогической литературе проблема классификации стилей не имеет однозначного решения. Одни исследователи придерживаются известной классификации К.Левина, другие дают собственные определения и классификации. Так, Е.В. Субботский, определяя стиль как форму, в которую облекается обмен актами общения, выделяет прагматический (эгоистический) и альтруистический стили.
В прагматическом стиле участник общения использует партнера как средство для достижения своих собственных целей. В альтруистическом стиле для одного или обоих участников общения интересы партнера стоят на первом месте. Прагматический стиль может быть авторитарным и демократическим. Критерием их различия считается отношение двух общающихся сторон к социальному контролю, осуществляемому по традиции с помощью поощрений и наказаний. Оптимальным для развития личности является альтруистический стиль общения, который приводит к нравственному, бескорыстному поведению и освоению нормы на вербальном и реальном уровнях.
Исследованиями продуктивности стиля общения занимались ученики К. Левина – Р. Липпит и Р. Уайт, благодаря исследованиям которых были сделаны следующие важные выводы:
• В демократической атмосфере достигается лучший результат деятельности в группе, а автократическая атмосфера влияет на снижение самостоятельности, творчества и работоспособности;
• Стиль, созданный руководителем доминирует в отношениях между детьми; в демократическом стиле преобладают отношения взаимного сотрудничества, поддержка товарищей по группе, а в автократическом – эгоистические отношения, больше взаимной критики;
• В поведении детей очень быстро начинает отражаться атмосфера группы, в которой они находятся: в автократической группе это агрессия, апатия, а в демократической – сотрудничество, откровенность, дружба.
Мальковская Т.Н. под стилем руководства понимает «совокупность устойчивых способов общения учителя с учащимися в процессе совместной деятельности и общения». В качестве основных способов общения выступают:
• способ речевого общения с учащимися (доброжелательный, безразличный, официальный тон и т.д.),
• форма общения (приказ, требование, совет, просьба),
• приемы поощрения и наказания,
• установление определенной дистанции.
В педагогической и психологической литературе имеется богатый материал, показывающий зависимость успехов воспитания и развития личности от стиля отношений между воспитателем и ребенком. Стиль взаимоотношений влияет на эффективность процесса нравственного воспитания на уроке, на уровень ответственности и самостоятельности учеников, на познавательную активность учащихся, на общение детей и их коллективные отношения, на характер эмоциональных переживаний подростков. Стиль общения взрослого с ребенком – один из существенных факторов формирования личности ребенка.
Сближающие воздействия повышают уровень понимания между учителями и учащимися. К ним относятся: ободрение и одобрение, поощрение, юмор, совет и инструктирование, просьба, обращение по имени, предложение.
Отдаляющие воздействия - замечания, иронические насмешки, угрозы, обращения по фамилии, повышение интонации, нотации, упреки, порицания – все высказывания такого типа сказываются на снижении уровня понимания между педагогами и их воспитанниками, а как следствие – приводят к назреванию конфликтов.


Педагогическое общение как одна из основных компетенций учителя.
2.1. Педагогическое общение и его место в структуре имиджа современного учителя.
«Педагогическое общение», определяется как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессах обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри ученического коллектива».
Впервые ввел это понятие А. Леонтьев еще в 60-х годах ХХ века.
Педагогическое общение - это такое общение учителя (и шире педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности препятствует возникновению психологического барьера), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.
Развитие личности в обществе с самых древнейших времен строилось на общении между учителем и учеником. Подтверждением этого служат примеры из разных религиозных учений, в которых говорится об общении Христа, монахов, пророков с учениками. Устное народное творчество – это передача опыта, знаний, традиций из уст в уста, от старшего младшему, появившееся до возникновения письменности. Все это лишний раз подтверждает важность общения в развитии общества, личности в этом обществе, государства…
Реализация коммуникативной компетентности личности осуществляется через коммуникативный стиль. Коммуникативный стиль – это совокупность привычных для человека способов и средств установления и поддержания контактов с окружающими в различных формах взаимодействия. В зависимости от того, какое энергетическое влияние оказывает коммуникативный стиль и в какой мере способствует возникновению атмосферы делового сотрудничества, складываются эмоциональные отношения участников взаимодействия. В.В. Бойко описывает три основных коммуникативных стиля:
• Синергический – личность своей манерой взаимодействия способствует объединению и увеличению эффективности совместной деятельности;
• Нонсинергический – личность не может и не хочет содействовать успеху совместного труда;
• Антисинергический – личность наносит вред процессу и результатам совместной деятельности тем, что обычно демонстративно противопоставляет себя большинству, либо конфликтует сама, либо провоцирует конфликты между партнерами.
Профессионал, владеющий коммуникативной компетентностью, должен одинаково владеть любым из описанных стилей.
И.С. Сергеев выделяет шесть основных видов педагогического общения в арсенале преподавателя:
• Замкнутость. Цель – уход от общения.
• Ритуальное общение. Ритуал – стереотипный набор последовательных действий, известных и понятных окружающим. Цели соблюдения ритуалов до конца не осознаются. Соблюдение ритуалов позволяет придерживаться общепринятых норм поведения, экономит время и уменьшает затрату сил.
• Функционально-деловое. Осуществляется в процессе производственной или учебной деятельности, нацелено на результат, т.е. на создание или совершенствование материального или духовного продукта.
• Досуговое. Цель – заполнение свободного времени (структурирование времени). Такое общение чаще всего воспринимается как самоцель.
• Манипулятивное. Скрытое взаимодействие на двойном уровне. Цель – использование партнера по общению как средство для достижения какой-либо своей цели. Совместная деятельность в данном случае не равноправная, и манипулятор при приложении меньших усилий получает больший результат за счет действий другого партнера.
• Интимное. Нацелено на достижение близости (дружбы, любви, товарищеских отношений) с другим человеком. Гипертрофировать интимно-личностную составляющую в общении классного руководителя с учащимися, а тем более противопоставлять ее функционально-деловому и ритуальному общению - одна из типичных ошибок начинающего учителя.
Имея ограниченное число видов, педагогическое общение может и должно быть избирательным и по своему содержанию. Принцип индивидуального подхода педагог должен в данном случае применить не только к своим воспитанникам, но и к себе. Выстраивая свое общение с воспитанниками, учитель не может не принимать во внимание видовое разнообразие уровней общения и выбирать наиболее подходящее сочетание в той или иной ситуации. Одним из наиболее специфических видов, и, пожалуй, создающим наибольшие сложности и препятствия в установлении продуктивного взаимодействия можно считать манипулятивное общение.
Помимо владения функциями общения каждому человеку для эффективного взаимодействия необходимо оперировать всем многообразием существующих моделей общения. В коммуникации выделяют следующие основные модели:
• Информационная. Применяется для передачи и получения информации, ее анализа, интерпретации и комментирования. Для наибольшей эффективности этой модели важен учет познавательных возможностей, индивидуальных установок и интеллектуальных возможностей конкретных собеседников.
• Убеждающая. Эта модель позволяет сделать участников общения своими единомышленниками. Убеждение – сложный коммуникативный процесс, требующий определенных навыков для его эффективного применения.
• Экспрессивная. Направлена на формирование у участников взаимодействия определенного психоэмоционального настроя, передачу чувств, переживаний, вовлечение в конкретные виды деятельности. Для эффективного применения этой модели в профессиональной педагогической деятельности очень важно опираться на невербальные коммуникативные возможности, а также на иллюстративные средства обучения.
• Суггестивная – внушающая модель общения. Важна при осуществлении воспитательных воздействий, презентациях. Суть суггестий в психологии заключается в воздействиях на чувства другого человека, а через них уже на его разум, мотивацию и волю. При применении этой модели следует также учитывать индивидуальные особенности участников коммуникативного взаимодействия, поскольку разные люди обладают разной степенью внушаемости.
• Ритуальная. В профессиональной деятельности используется в тех случаях, когда необходимо закрепить или поддержать формальные отношения.
Существуют и другие подходы к определению стилей и моделей пед.общения.
Вернуться к началу Перейти вниз
 
К вопросу о стилях общения педагога
Вернуться к началу 
Страница 1 из 1

Права доступа к этому форуму:Вы не можете отвечать на сообщения
Беседка :: Архив :: прочее-
Перейти: